Создание текстов
Как написать просто о сложном
Научно-популярная статья отличается от научной не только подачей материала, стилистикой и языковыми особенностями, но и тем, что в первом случае вам придется вложить в текст немало творчества. На этом этапе часто возникают сомнения: возможно ли тому, кто не считает себя творческим человеком, написать интересный журналистский материал? Ответ прост: конечно, возможно! Публицистические тексты (к которым относится и научпоп) создаются по определенным законам. Да, люди, обладающие литературным талантом, способны виртуозно обходить эти законы и даже создавать новые. Однако нет ничего предосудительного, если вы просто воспользуетесь набором простых, выверенных правил, — в этом случае результат тоже будет достойным.
В каком жанре можно написать текст?
Новость — важнейший жанр в журналистике. Здесь нужно максимально быстро, емко и коротко рассказать читателю, что вообще произошло. Отсюда следует главное правило новости — принцип перевернутой пирамиды. Он гласит: подавайте информацию по мере убывания ее значимости. Сначала — самое важное, потом — то же самое, но развернуто, затем — цитата, необходимые подробности и в последнем абзаце — контекст.
Статья
Статья — это самый распространенный жанр. Она может быть информационной или аналитической. В первом случае статья представляет собой что-то вроде расширенной новости, в которой приведено больше подробностей и нюансов, либо рассказ о каком-то явлении, не привязанном к событию и дате. Во втором — рассматривает конкретную проблему. Статья не имеет строгих рамок по объему и структуре, но важно придерживаться выбранной логики повествования.
Интервью
Интервью представляет собой разговор с экспертом о каком-то событии или проблеме. В этом жанре сохраняются речевые особенности интервьюируемого, хорошо, когда интервью напоминает живую беседу. Однако материал не должен представлять собой хаотичный набор вопросов и ответов. У интервью тоже есть своя логика повествования, и зачастую выстраивается она за счет грамотно подобранных и расположенных в нужном порядке вопросов.
Репортаж
В отличие от предыдущих рассмотренных нами жанров, в репортаже немалое место отводится фигуре автора, его мнениям и впечатлениям. Задача материала — создать эффект присутствия, позволить читателю виртуально побывать там, где побывал журналист, увидеть происходящее. Поэтому в репортаже приветствуются образность, метафоры, эпитеты, а также большое количество фотографий (чем больше, тем лучше), — в общем, всё, что приблизит читателя к ощущению «здесь и сейчас».
На самом деле, деление на жанры довольно условно. Не смотря на то, что новость, интервью, статья, репортаж отличаются друг от друга, в них есть много общего — все они должны быть построены так, чтобы привлекать и удерживать внимание читателя, просто и доступно излагать информацию. В каждом тексте должен быть яркий цепляющий заголовок, лид, в котором обозначена основная проблематика публикации, стройная и логичная композиция. Важно избегать длинных предложений, зубодробительных терминов, а также пространных лирических отступлений, не относящихся к сути вопроса.
Заголовок
Заголовок должен цеплять читателя, но не шокировать и не вводить в заблуждение
Книгу, как известно, встречают не по обложке, а по названию. То же самое справедливо и для журналистских статей. Именно от заголовка зависит, прочитают ли вашу статью, ведь он, набранный выделяющимся шрифтом, должен зацепить взгляд человека и побудить заглянуть дальше, в сам текст. С помощью заголовка вы презентуете свой материал, и именно поэтому нужно быть с ним очень осторожным!

В первую очередь, не стоит гнаться за кликбейтом — читатель плохо отнесется к статье, озаглавленной «Утюг спас ребенка!», если далее речь пойдет о разработке облегченной стали, из которой можно делать утюги. Свое количество просмотров вы, конечно, получите, но запомнитесь аудитории в нехорошем смысле.
Во-вторых, не нужно делать заголовок как можно более информативным — и, как следствие, длинным. Оставьте полное описание работы для научной статьи.

В-третьих, надо быть очень аккуратным с игрой слов — она не должна быть двусмысленной или, еще хуже, оскорбительной для тех и иных групп людей. Хороший и беспроигрышный заголовок несет информацию, но в облегченной, даже упрощенной форме. Он дает понять, о чем написано ниже, но оставляет некоторую интригу.

Если вы сомневаетесь в качестве придуманного заголовка — проверьте его с помощью простого TACT-теста, где Taste — вкус, Attractiveness — привлекательность, Clarity — ясность, Truth — правда.
Типы заголовков
Номинативный

Небо. Самолет. Ученые

Такие заголовки представляют собой неполное предложение
(и как раз здесь есть место творчеству). Больше всего они подходят статьям неновостного жанра: например, если вам хочется рассказать не о конкретных результатах, а поговорить с читателем о том или ином явлении или процессе.
Предикативный

Сибирские ученые развивают новую методику изучения петроглифов

Это как раз полное предложение, несущее максимум информации в короткой форме. Как правило, их используют в новостных материалах, рассказывающих о каком-либо результате, новом методе, разработке и так далее.
Двойной

На Общем собрании СО РАН обсудили научные итоги 2018 года и перспективы на будущее

Подразумевает, что в нем объединены два тематических аспекта статьи. Нужно постараться, чтобы сделать такой заголовок не очень длинным и не очень запутанным, поэтому лучше все-таки сделать акцент на одном аспекте либо написать разные тексты.
Комментарийный

Эксперт: «БАДы и витамины могут навредить»

Как понятно по названию, включает цитату спикера, которая есть в статье: прямую либо скрытую. Наиболее удачное применение таких заголовков — в материалах жанра интервью либо в текстах, основанных на экспертном мнении.
Кликбейт — способ построения заголовка, который допускает искажение смысла текста ради того, чтобы читатель перешел по ссылке.
Если раньше кликбейт был скорее маркером желтой прессы, то с относительно недавнего времени он обосновался на серьезных новостных порталах. Применять его очень опасно. Во-первых, дезинформация в заголовке нередко влечет за собой дезинформацию в самом тексте новости.
Во-вторых, дезинформация в заголовке наносит вред репутации ученого или как минимум его душевному спокойствию. И даже если коллеги с пониманием относятся к особенностям бытования научных новостей, выглядеть перед ними клоуном как-то неприятно.
Лид
Лид перехватывает знамя привлечения внимания у заголовка и продолжает его дело
Лид — это первый абзац текста. Как правило, в изданиях он выделен жирным и/или крупным шрифтом, содержит не более трех предложений и занимает не более абзаца текста. В нем обозначается тема материала.

Как и заголовок, он должен быть достаточно простым, понятным, но при этом информативным, увлекая человека всё дальше и дальше. Однако как бы ни хотелось вам быть как можно более точным в лиде, не стоит раскрывать сразу все карты.

Хороший лид исповедует принцип Антона Павловича Чехова: «Краткость — сестра таланта». Он не должен превышать 300 знаков во избежание излишней перегруженности информацией.
Кроме того, однозначное зло для лидов — насыщение терминологией. При всем желании вы не сможете вместить необходимые пояснения в столь короткую выжимку, а читатель-неспециалист ужаснется и отложит статью в сторону.

Поэтому главная задача автора — сделать так, чтобы, даже если вдруг у человека не будет времени вникнуть в текст целиком, у него всё равно отложились в голове основные аспекты того или иного исследования, проблемы, события.

Конечно, если вы пишете новостной материал, то свободы творчества у вас будет меньше: новостной лид подчиняется достаточно строгим законам. Однако в случае других жанров можно попытаться использовать различные художественные приемы, делая лид еще более увлекательным.

Лид может быть прямым и затяжным.
В прямом лиде сообщаются основные и самые важные аспекты события, и как раз его чаще всего используют в новостных материалах. Главная задача таких лидов — сразу изложить суть дела. Например: «Сибирские ученые впервые в мире провели масштабное исследование генетических причин варикоза, которое обнаружило гены и белки, участвующие в патологическом процессе, а также показало связь варикозного расширения вен с интеллектом».

В свою очередь, прямые лиды подразделяются на несколько типов.
Затяжной лид позволяет настроиться на статью, дает предысторию вопроса или же включает какие-либо общие рассуждения, подводящие к проблеме. Например: «С давних времен люди наделяли человеческими качествами животных, растения, предметы и явления природы для того, чтобы понять и объяснить законы внешнего мира. Антропоморфные персонажи были также неотъемлемой частью многих календарных обрядов, повторяющихся год от года».

Затяжные лиды тоже делятся на несколько категорий.
<...> перейти от героического периода, когда рассказывать о науке можно было как угодно, к стадии, когда критерий качества становится главным для всех участников процесса.
Массимиано Букки, Брайан Тренч
Пособие по общественным связям в науке и технологиях
Композиция
Без композиции нет текста
Композиция — это принцип сборки текста, соединения между собой отдельных его частей. То, как будет выстроен текст, влияет на то, как он будет восприниматься читателями, и зависит от целей автора.

Журналистские тексты часто содержат разнородные блоки: разнесенные во времени события, мнения разных людей, разнообразные факты. Все они связываются в единое целое благодаря композиционным приемам.

При компоновке различных частей текста может быть использован монтажный принцип, пришедший в публицистику из кино. По сути, это отбор нужных эпизодов и соединение их в общую картину.
Монтаж может быть простым, по принципу «заголовок — лид — корпус», а может — сложным, когда текст делится на главки и каждая из них имеет свою композицию.

Разделение на главки применяется, например, чтобы выделить смысловые блоки или выстроить развитие сюжета в материале.

Еще один прием монтажа — выделение ударного эпизода, от которого можно оттолкнуться при дальнейшем построении текста (к примеру, случай из жизни).

Выделяют разные типы композиции журналистского текста, рассмотрим основные из них.
Простая

Текст строится линейно, отвечая на вопросы: что? когда? где? Используется в коротких текстах, например в дайджесте.

Обратная

То же, что перевернутая пирамида. Классический композиционный прием для новостей. Вначале говорим о самом главном, подробности потом.

Ступенчатая

Последовательный переход повествования от одного рассматриваемого объекта или явления к другому.
Кольцевая

В конце текста автор возвращается к тому, с чего он начинал повествование, возможно, уже на новом уровне осмысления.
Просто о сложном
Наука может быть чрезвычайно сложной, поэтому крайне важно писать о ней просто, чтобы читатель затрачивал на понимание статьи как можно меньше интеллектуальных усилий.
Заменяйте термины описательными выражениями или обыденными эквивалентами
Научный язык пестрит всевозможными терминами. Для многих из них существуют, может быть, менее точные, но гораздо более понятные аналоги. Помните: чем сложнее тема, тем меньше терминов вы можете себе позволить.

Не «дивергенция», а «расхождение», не «селективная инверсия», а «позитивный отбор». Не «митохондриальный термогенез», а «процесс выработки тепла митохондриями».

Соблюдайте общую простоту в лексике и синтаксисе
Не делайте так
Что может испортить научно-популярный текст
  • Научные термины без пояснения
    У читателя нет специальных знаний, чтобы понять термины. А вместо того, чтобы загуглить непонятное слово, он закроет ваш текст и прочтет другой — легкий и понятный.

    Что же касается женского молока, то мы обнаружили в его плазме белок, который индуцировал апоптоз клеток аденокарциномы молочной железы человека MCF-7. Опираясь на данные масс-спектроскопии, мы установили, что «наш» белок является фрагментом каппа-казеина молока человека и имеет молекулярную массу 8,6 КилоДальтон. Новый пептид был назван лактаптином (название отражает происхождение пептида и его апоптотические свойства).
  • Повторы
    Использование из предложения в предложение одного и того же слова создает иллюзию, что у автора маленький тезаурус. Кроме того, это затрудняет чтение и восприятие информации.

    Даже точный прогноз землетрясений не поможет избавить человечество от жертв и разрушений. Для обеспечения сейсмобезопасности в дополнение к прогнозу есть путь разработки технологии управления режимом подготовки опасных землетрясений.
  • Страдательный залог
    Научно-популярный текст должен быть динамичным, и эту динамику создает активный залог и предложения в формате деятель и действие (ученые создали, исследователи разработали). Страдательный залог лишает текст динамики.

    Далее, с использованием методов генной инженерии были получены различные искусственные аналоги этого пептида в культуре бактерий E. coli.
  • Канцелярит
    Так принято называть бюрократический стиль речи: сложные и запутанные предложения, употребление словосочетаний там, где их можно заменить одним словом, обилие причастий и деепричастий, цепочек существительных, — в общем, всё, что в изобилии встречается, например, в тексте нормативно-правовых документов. В научно-популярном тексте этому нет места.

    В ходе обсуждения с руководителями СО РАН и директорами институтов он узнал последние результаты работ и акцентировал внимание на практически важных достижениях.
  • Структура и стилистика научной статьи в рецензируемом журнале
    Такая стилистика, а также связанные с ней обороты и общее построение текста, подходит специалистам, это для них привычно и удобно. Читатель научно-популярного материала пришел за новой и интересно поданной информацией: если вы начнете с истории вопроса, он бросит читать, а на фразах вроде «полученные данные показывают» может уснуть.

    <...> разработали свою уникальную компьютерную программу, и с ее помощью изучили уже случившиеся события нашего региона, выявили сейсмогеологические критерии их подготовки.
Или вы можете обратиться к нам
В «НАУКУ В СИБИРИ»
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website